Правила пользования

Правила пользования НБ ОНУ

  1. Общие положения

1.1 Библиотека является учебным, научным, информационным и культурно — просветительским структурным подразделением университета и обеспечивает произведениями печати и другими информационными материалами учебный, научный и воспитательный процессы ВУЗа.

1.2 Фонды библиотеки являются составной частью общегосударственной справочно-информационной системы и находится под охраной государства.

2. Права и обязанности читателей.

Условия записи в библиотеку и порядок пользования библиотечными фондами.

2.1 Право пользования библиотекой имеют студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав и работники структурных подразделений университета, учащиеся лицеев, колледжей и гимназий, которые имеют соглашение о сотрудничестве с университетом. В случае отсутствия литературы в других библиотеках представители различных научных организаций и учреждений, а также студенты других вузов обслуживаются только в читальных залах.

2.2 Читатели имеют право получать во временное пользование научную, учебную, художественную, справочную, методическую литературу на абонементах, в читальных залах, в филиалах и других пунктах выдачи литературы; пользоваться всеми видами справочно-библиографического обслуживания, другими услугами, предоставляемыми библиотекой.

2.3 Для записи в библиотеку необходимо подать паспорт (для всех категорий читателей), удостоверение с ВК (для сотрудников ОНУ), справку из аспирантуры (для аспирантов), студенческий билет (для студентов), ходатайство с учреждения (для городских читателей).

2.4 В случае изменения места жительства, указанного в паспорте, пользователь должен сообщить об этом библиотеку в месячный срок.

2.5 На основании представленных документов читателю выдается ключ-карту и заполняется читательский формуляр. Представителям различных предприятий, организаций и учреждений, а также пользователям других вузов ключ-карта выдается на 3 года с ежегодной перерегистрацией.

2.6 Передавать ключ-карты другим лицам запрещено.

2.7 Потеря ключ-карты не снимает ответственности за всю литературу, под нее взято.

2.8 В случае потери ключ-карты читатель должен заявить об этом в библиотеку, возместить его стоимость в размере, соответствующем затратам на ее изготовление, получить дубликат ключ-карты.

2.9 Перед записью в библиотеку читатель должен ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и подтвердить свое обязательство их непременного выполнения. После этого выдается ключ-карта.

2.10 Учебная литература выдается на абонементе на семестр или на учебный год в количестве, соответствующем учебным планам, программам и возможностям библиотеки.

2.11 Научная литература выдается в количестве 5 экземпляров на срок до 1-го месяца.

2.12 Художественная литература выдается в количестве не более 3-х экземпляров сроком на 15 дней. Читатели, которые не вернули литературу в сроки, определенные п 2.9, 2.10, 2.11 настоящих Правил, обязаны заплатить пеню за каждый просроченный день (ст. 20 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле»).

2.13 Редкие и ценные издания, альбомы, атласы, энциклопедии, другие справочные издания, а также одиночные экземпляры, книги повышенного спроса, неопубликованные материалы, книги из подсобных фондов, издания на электронных носителях, выдаются только в читальных залах.

2.14 В читальных залах обслуживаются все категории читателей.

2.15 Лица, временно проживающие в зоне облуживания Научной библиотеки ОНУ обслуживаются только в читальных залах.

2.16 При получении литературы в читальном зале читатель отдает очередном библиотекарю удлиненную ключ-карту. После сдачи литературы ключ-карту ему возвращают.

2.17 Литература, изданная в читальные залы с основного книгохранилища, может быть закреплена за читателем на необходимый ему срок. В случае, если читатели не пользуются литературой в течение 3 дней, то она возвращается в книгохранилище.

2.18 Выносить книги из читальных залов не разрешается. При выходе на длительное время читатель должен отдать заказанную литературу очередном библиотекарю.

2.19 Читатели обязаны бережно относиться к книгам и другим печатным изданиям, полученных из фондов библиотеки, возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки литературу, если она не записана в одном из учетных документов, не делать в ней никаких пометок, а не вырывать и не загибать страниц, не вынимать карточки из каталогов и картотек, не нарушать порядок расстановки фондов с открытым доступом.

2.20 При получении литературы читатель должен проверить ее количество и наличие повреждений и, в случае выявления дефектов, предупредить об этом библиотекаря, который обязан сделать на документах соответствующую отметку. В противном случае ответственность за выявленные в документах дефекты несет пользователь.

2.21 Читатели, которые нанесли библиотечному фонду ущерб, несут материальную, административную ответственность согласно законодательству Украины (ст. 23 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле»).

2.22 Читатели, которые потеряли книги из библиотечного фонда, или нанесли им непоправимый вред, должны заменить их соответственно такими же или признанными библиотекой равноценными. При невозможности замены читатель должен сделать ксерокопию этого издания. Денежная компенсация устанавливается по рыночным ценам, действующим на день расчета.

Стоимость поврежденных или утерянных книг и других материалов определяется по ценам, указанным в учетных документах библиотеки с учетом последующей индексации стоимости их фондов (ст. 23 Закона Украины «О библиотеках и библиотечном деле»).

Замена потерянной или поврежденной читателями литературы фиксируется в специальной тетради и подтверждается подписями читателя и библиотекаря, который принимает замену.

2.23 На время летних каникул студенты должны вернуть в библиотеку книги и другие полученные материалы.

2.24 В начале каждого учебного года читатель должен перерегистрироваться, предъявить всю литературу, которая числится за ним и продлить (при необходимости) срок пользования ею.

2.25 Право доступа к компьютерам, предназначенных для информационного обслуживания электронными ресурсами библиотеки, предоставляется читателям, которые имеют ключ-карту и обладают базовыми навыками работы на персональных ЭВМ с операционной системой Windows и Web-браузерами.

2.26 За повреждение программно-технических средств читатели привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2.27 В начале каждого нового года читатели, кроме студентов, обязательно должны перерегистрироваться, предъявил всю литературу, которая числится за ним. Студенты проходят перерегистрацию в начале нового учебного года.

2.28 Читатели, которые закончили университет, должны до получения диплома полностью рассчитаться с библиотекой и подписать обходной лист на всех пунктах выдачи литературы.

2.29 Читатели должны придерживаться основных правил поведения в общественных местах и также соблюдать тишину в помещениях библиотеки. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.30 За нарушение правил пользования библиотекой читатель может быть лишен права пользования всеми пунктами выдачи литературы на срок от 3-х до 6-ти месяцев и более.

2.31 Правила получения читателями компьютерной информации библиотека устанавливает самостоятельно.

2.32 Пользователи несут ответственность за несанкционное использование созданных библиотекой баз данных, других объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству.

 

3.   Обязательства библиотеки по обслуживанию читателей.

3.1 Библиотека формирует свои фонды согласно потребностям учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-воспитательной работы университета.

3.2 Осуществляет учет, обеспечивает хранение, рациональную организацию и использование своих фондов.

3.3 Осуществляет информационное и библиографическое обслуживание читателей, обеспечивает полное и оперативное удовлетворение их запросов на научную, учебную, воспитательную, социально-политическую, художественную и другую литературу.

3.4 Создает и тщательно ведет справочно-библиографический аппарат, заключает и готовит к изданию библиографические указатели, списки литературы для осуществления учебно-воспитательной работы, выполняет все виды библиотечных справок.

3.5 Организует книжные выставки, дни информаций, литературно-музыкальные вечера, диспуты и другие библиотечные мероприятия.

3.6 Изучает информационные потребности и осуществляет оперативное обеспечение информационных запросов ученых и студентов университета, используя различные формы и методы индивидуальной, групповой и массовой информации. Проводит социологические исследования читательских интересов с целью оптимального их удовлетворения.

3.7 Участвует в создании отраслевых, региональных и общегосударственных баз данных.

3.8 Библиотека выдает читателю книги только после возврата взятых ранее, срок пользования которым закончился.

3.9 Через 15 дней после окончания срока пользования книгами, другими произведениями печати библиотекарь напоминает читателям о необходимости возвращения литературы в определенный срок. Если читатель игнорирует напоминание библиотеки, она передает соответствующие материалы в нотариальные органы согласно действующему законодательству.

 

Директор НБ ОНУ Подрезова М. А.

 

Правила пользования читальным залом Интернета

и электронных документов

  1. Общие положения.

1.1. Читальный зал Интернета и электронных документов создается для кардинального повышения полноты и оперативности удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки с помощью современных компьютерных технологий.

1.2. Правила пользования читальным залом Интернета и электронных документов составлен в соответствии Законов Украины «О библиотеках и библиотечном деле», «Об авторском праве и смежных правах» и «Правил пользования Научной библиотекой Одесского национального университета имени И. И. Мечникова».

1.3. Пользоваться услугами читального зала Интернета и электронных документов могут читатели библиотеки при наличии удлиненной ключ карты.

 

  1. Информационные услуги читального зала Интернета и электронных документов.

Пользование электронным каталогом;

Пользования картотеками библиотеки;

Пользования базами данных EAST VIEW, ЕВSСО, IНIОН, FALCON и др.

Просмотр медиа-изданий.

 

  1. Права и обязанности читателей, условия пользования читальным залом Интернета и электронных документов.

Пользователи имеют право:

3.1. Получать любую информацию, которая необходима для учебного и научного процессов.

3.2. Хранить документы в папке «Мои документы» (для аспирантов и преподавателей). Информация отменяется через 10 дней после последней корректировки документов.

3.3. Пользоваться всеми услугами читального зала Интернета и электронных документов самостоятельно, или с помощью библиографа.

Пользователь обязан:

3.4. Знать Правила пользования читальным залом Интернета и электронных документов.

3.5. Владеть базовыми навыками работы с ПК.

3.6. Бережно относиться к технике читальный зал Интернета и электронных документов.

3.7. Сообщать библиографу обо всех недостатках и проблемах, возникающих в процессе работы.

3.8. Предъявлять ключ-карту.

3.9. Строго соблюдать правила пользования электронными базами данных.

Пользователям запрещается:

3.10. Приступать к работе за ПК без разрешения библиографа.

3.11. Самостоятельно включать и выключать ПК.

3.12. Проводить неправомерное использование лицензии на программное обеспечение.

3.13. Просматривать и распространять запрещенные материалы.

3.14. Использовать полученные материалы и информацию в коммерческих целях (продажа, покупка, рекламирование товаров и услуг и т.д.).

3.15. Нарушать законодательство о Копирайт.

3.16. Уничтожать любые файлы на ПК.

3.17. Изменять настройки и параметры компьютера.

3.18. Пользоваться локальной сетью библиотеки.

 

  1. Ответственность читателей:

4.1. За нарушение Правил читатели могут быть лишены права пользования читальным залом Интернета и электронных документов или вообще библиотекой на срок, установленный библиотекой.

4.2. За повреждение программно-технических средств читальный зал Интернета и электронных документов читатели привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

 

  1. Обязанности сотрудников читального зала Интернета и электронных документов.

Сотрудники обязаны:

5.1. Знакомить посетителей с Правилами пользования читальным залом Интернета и электронных документов.

5.2. Обеспечивать программно-техническое оснащение компьютерной техники.

5.3. Постоянно изучать информационные потребности читателей для совершенствования поисковых возможностей автоматизированной системы библиотеки.