Теория журналистики

Монографии

Книга социолога Пьера Бурдьё (1930–2002) представляет собой критический анализ современного состояния средств массовой информации, в особенности, телевидения и прессы. Автор исследует двойственное положение журналистов как носителей «медиатической власти» и как подверженных давлению рынка и политики. В основе книги – лекции, прочитанные в Коллеж де Франс в 1995–1996 годах.
В монографии определяются основные теории и технологии, которые влияют на сочетание журналистского творчества и предпринимательской деятельности в радиоэфире, рассматривается вопрос о становлении и развитии коммерческой радиожурналистики в контексте трансформационных процессов, происходящих в мировом, в частности, постсоветском информационном пространстве. Речь идет также о новой сфере радиовещательной коммуникации, которая действует в рыночных условиях, а также о новых стандартах журналистской деятельности, основанной на применении творческого менеджмента как углубленного понимания современной специфики радио журналистской профессии.

Учебники, учебные и методические пособия

В учебнике представлены основы теоретических знаний о системе журналистики как социальном феномене в рамках методологического единства системного подхода, принципа историзма, модельных и типологических концепций, социологических представлений о журналистике. Рассмотрены факторы формирования и условия функционирования журналистики в социальной среде общества, структура и механизмы действия системы, ее подсистем и компонентов, процессы массовой коммуникации и функции воздействия массовой информации на аудиторию, специфика работы СМИ и их типологии, профессиональные особенности работы журналиста.
Учебник имеет двенадцать разделов, в которых рассмотрены актуальные проблемы: «Общество и журналист», «Источники информации и журналист», «Власть и журналист», «Журналистика во время выборов». Авторы книги очень убедительно предостерегают будущих специалистов от соревнований между политикой и журналистикой, от смешиваний с рекламой и бизнесом, от влияния определенных групп общества на взгляды и интересы, отмечают отделении фактов от оценок и комментариев, необходимость тщательного и одновременно непредвзятого отношения к источникам информации, важности сбалансированного, точного и достоверного освещения явлений и событий, которые беспокоят общественность.
Учебник сосредотачивается на исследованиях массовых коммуникаций с привлечением новейшего западного и украинского опыта. В частности рассматриваются различные теории массовых коммуникаций, методы медиа-исследований. Особое внимание уделяется профессии журналиста, украинским медиа-реформам, журналистскому образованию, новым медиа, глобализационным явлениям. Реализация этого проекта стала возможной благодаря Могилянской школе журналистики, Центру медиа-реформ, проектам сотрудничества с Лидским университетом (Великобритания) и Университетом Огайо (США). Учебник предназначен для студентов вузов по специальностям «журналистика», «социология», «политология», а также для экспертов и исследователей медиа.
В учебнике рассматриваются основные аспекты творческой деятельности журналиста, представлены методические и технологические приемы сбора и анализа информации, освещена основная специфика работы журналиста. Издание представляет собой базовый курс в профессиональной подготовке будущих журналистов. В нем представлен весь процесс создания журналистского произведения — от выбора темы и формулирования идеи до достижения результата.
В учебнике впервые в Украине системно изложены концептуально-теоретические основы функционирования современной радиожурналистики. Осмысленно роль и место радиовещания в системе средств массовой информации, показана структура украинского радиовещания, проанализированы принципы деятельности радиоорганизаций и их функции. Рассмотрены характерные особенности радио и тематические разновидности передач. Главное место отведено характеристике радиожанра и методам подготовки материалов в радиоэфир.
В книге, которая выходит вторым, существенно расширенным изданием, изложена методика научной работы по журналистике (журналистиковедения), систематизированы рекомендации по к написанию курсовых, дипломных и магистерских работ; описан процесс научной работы – подбор темы, сбор материала, оформление работы и процедура ее защиты. Представлены библиографические правила описания книг, статей, электронных ресурсов. Отмечен творческий характер научно-исследовательской работы студента по журналистике, впервые описан жанр творческого диплома. Книга адресована студентам, которые готовят курсовые, дипломные, магистерские работы, преподавателям кафедр журналистики, которые руководят научно-исследовательской работой студентов, а также всем аспирантам и соискателям, которые работают в области медиастудий.
В данном учебнике рассматриваются процессы, касающиеся истории развития техники и технологии аудиальных и аудиовизуальных СМИ и основ создания аудиовизуального продукта; акцентируется внимание на взаимодействии технологического фактора с творческой составляющей и на психологии восприятия зрителем и слушателем различных компонентов аудиального и аудиовизуального произведения. Теоретические положения проиллюстрированы многочисленными примерами.
В пособии рассматриваются вопросы теории и практики журналистики, связанные с современным функционированием отечественного информационного пространства. Значительное внимание уделено основным принципам этической деятельности журналистов Украины, проблемам свободы слова, правовой регламентации функционирования отечественных масс-медиа. В приложениях приводятся документы (кодексы, рекомендации Совета Европы, редакционные принципы, истреблен из законов о свободе прессы и др.), регламентирующие деятельность журналистов разных стран. Цель издания – способствовать формированию и воспитанию журналистов нового поколения, которые должны работать на основе объективности, правдивости, гуманизма, незаангажированности, исповедовать в своей работе общечеловеческие ценности, быть социально ответственными в демократическом обществе.
Это первый в Украине учебник по теории массовой коммуникации, в котором системно изложены теоретические основы понимания массового общения, изложена технология массового влияния и представлены основные научные течения, принципы и подходы к изучению массовой коммуникации. Рассчитано на студентов специальности «Журналистика и информация», а также преподавателей и ученых в этой области.
Предлагаемое учебное издание – первый опыт столь подробного и всестороннего рассказа о современном состоянии и практических проблемах телевещания в новых социально-политических условиях. Это одновременно профессионально ориентированный путеводитель для тех, кто мечтает работать на ТВ, справочное издание для тележурналистов-практиков.
В издании изложены темы нормативного учебного курса «Художественно-техническое редактирование». Цель курса – научить студентов комплексно понимать печатное издание в взаимосвязи содержания и внешнего оформления всех элементов, разрабатывать его концепцию и макет, отбирать, систематизировать и редактировать авторские материалы в соответствии с тематикой и концепцией книги и тому подобное. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Художественно-техническое редактирование», а также будет полезным профессиональным издателям и работникам СМИ и всем, кто интересуется указанной проблематикой.

Статьи, доклады

В статье выделены и охарактеризованы разновидности репортажа, которые составляют весомую часть жанрово-стилевого поля современной практической журналистики и образовались в результате постоянного обновления тематических и системно-структурных констант репортажа. Рассмотрены также жанровые разновидности репортажа, которые появились в результате трансформационной модификации и получили название комбинированных (смешанных, синкретических по жанровой структуре) жанров.
Охарактеризованы особенности и достижения украинского радиовещания 1920-30-х годов на основе анализа печатных материалов того времени – единственного возможного источника. Рассматриваются технические, производственно-технологические, кадровые, финансовые аспекты деятельности, контент Украинского радио, его агитационно-пропагандистский пафос, воспроизведены в публикациях В. Полищука, В. Кузьмича, Л. Плескачевского.
Произведен историографический анализ наработок ученых, которые исследовали становление и развитие национальных средств массовой информации. Проанализированы имеющуюся периодизацию развития СМИ в зависимости от различных факторов. Обобщены, систематизированы и дополнены результаты имеющихся исследований. Сделаны выводы относительно пробелов по исследуемой проблеме и предложены пути их устранения.